Россия, Москва
Телефон:
+7 (499) 174-93-.. Показать номер
Пн-вс: 09:00—20:00
whatsapp telegram vk email

Если ребенок шепелявит. 6 упражнений, решающих проблему

Шепелявость – дефект речи, при котором наблюдается неправильное произношение шипящих и свистящих звуков. При этом дефект никак не влияет на понятность речи и корректность ее грамматического и логического построения. Помочь человеку разобраться, как перестать шепелявить, может логопед, а также несколько советов для работы над восстановлением речи на дому.

С чего начать?

Делать зарядку для языка следует правильно. Все упражнения должны выполняться определённым образом, и главное условие – язык следует расслабить. Во время проведения занятий родители должны контролировать правильность произношения. Малышу необходимо постараться привыкнуть не выставлять язык перед зубами и не засовывать его между ними.

Зарядку следует проводить в непринуждённой атмосфере. Когда всё происходит легко и без напора со стороны взрослых, ребёнок чувствует себя спокойно. Уясните для себя – ничего нет страшного в том, что он стал шепелявить, не делайте из этого трагедию и обязательно хвалите малыша при малейших положительных результатах.

Что это у тебя? – Блинчик?

Дети очень любят фантазировать, что позволяет легко превратить любые упражнения для коррекции произношения в игру. Попросите малыша представить, что в ротике у него находится не язычок, а маленький блинчик. Последовательность проведения такой зарядки будет следующей:

  • кладём «блинчик» на нижние зубки, слегка выдвинув его вперёд;
  • мягко опускаем верхнюю челюсть и постукиваем ею о язык – получается весёлая дразнилка;
  • спустя несколько секунд движения прекращаем и даём «блинчику» отдохнуть.

Поверьте, немного фантазии и позитива с вашей стороны, и ребёнок будет делать это с удовольствием.

Как сделать «чашечку»?

Это занятие может вызвать определённые трудности. Для облегчения задачи родители должны постараться максимально точно объяснить малышу, что от него требуется.

  1. Для начала показываем «чашечку» руками. Складываем ладошки вместе, как бы пытаясь удержать в них водичку. Для чистоты визуализации можно пойти в ванную и набрать воды в руки на самом деле.
  2. Теперь показываем ребёнку, как сделать эту «чашечку» языком. Пусть малыш повторяет вслед за вами. Чтобы он начал это делать с большим энтузиазмом, можно параллельно произносить шипящие согласные.
  3. Следите за тем, чтобы ребёнок старался равномерно поднимать боковые стороны и кончик языка.

С первого раза может не получиться. Не расстраивайтесь. Переводите всё в игру, но при этом настаивайте на правильности исполнения.

Не останавливаемся на достигнутом!

Спустя несколько занятий можно увидеть положительный результат. Но на этом останавливаться не стоит. Продолжают упражнения простейшие скороговорки.

Итак, ребёнок стал показывать успехи в произношении отдельных шипящих, теперь согласные звуки необходимо связать с гласными. Можно использовать двухбуквенные сочетания, но эффективней всё же сразу переходить к трёхбуквенным.

  • «аша-ашо-ашу»;
  • «ажа-ажо-ажу»;
  • «аса-асо-асу» и т. д.

Если ребёнку так делать трудно, то первую гласную можно опустить. Несмотря на то, что данная зарядка называется скороговоркой, уделять внимание стоит не скорости произношения, а артикуляции. Пусть малыш повторяет за вами. Главное – чёткость проговаривания.

Скороговорки для развития речи

Скороговорки от шепелявости гарантируют быстрое восстановление речи при регулярном применении. С одинаковой эффективностью они помогут перестать шепелявить подростку, ребенку или взрослому. Чтобы научиться их правильно произносить, потребуется время, но усидчивость и прилежность вознаградится.

Для отработки правильного произношения шипящих подойдут фразы:

  • «У нас в печурочке золотые чурочки»
  • «Чудак под диванчик прячет чемоданчик»
  • «Кукушка кукушонку купила капюшон»

Необходимо, чтобы первый раз логопед показал, как правильно нужно напрягать рот и отдельные элементы ротовой полости, чтобы слог получился правильным, речь – внятной. При ежедневных упражнениях результаты заметны спустя несколько недель.

Видео: Как перестать шепелявить подростку за 1 месяц

Родители, обратите внимание!

Если ребёнок начал неправильно произносить шипящие, то решить проблему поможет только ваша настойчивость и своевременное решение этой ситуации. Желательно пройти осмотр у ЛОР-врача и убедиться, что у малыша нет проблем с пазухами носа и аллергии, которые могут мешать ему свободно дышать с сомкнутыми губами.

Если ваш ребёнок сосёт пальцы или грызёт ногти, то постарайтесь искоренить эти привычки. Именно они могут быть основными провокаторами шепелявости. Упражнения принесут свои плоды только в том случае, когда язык «научится» и «привыкнет» находиться в правильном положении.

Чтобы малыш начал говорить правильно и чётко произносил шипящие, необходимы непринуждённая обстановка и ваша безграничная любовь. Никогда не показывайте, что это какой-то дефект. Дети очень остро реагируют на негативное поведение со стороны родителей и могут почувствовать себя неполноценными. А от этого во многом зависит их дальнейшая социализация. Любите, заботьтесь, и всё обязательно получится!

Шепелявинье – это неправильное произношение свистящих и шипящих. Данный вид нарушения может осложнить ребёнку процесс учёбы, потому что может служить причиной того, что он может путать на слух эти звуки, что отразится на письме.

В пубертатном и более старшем возрастном периоде может проявиться боязнь чтений докладов, выступлений, затруднения в поддержании разговора в малознакомом обществе, стеснение своего дефекта. Чтобы избежать перечисленных трудностей, нужно исправить речевой недостаток. Начало работы – выяснение причин появления нарушения.

Профилактика

Если медики могут исправить шепелявость за несколько процедур, то профилактические мероприятия позволяют избежать этой проблемы. Подросток, взрослый человек или ребенок при регулярном их исполнении забудут о проблемах речи. Профилактика шепелявости включает:

  1. Регулярное посещение стоматологического кабинета, своевременное устранение патологий зубного ряда и протезирование;
  2. Выразительное чтение произведений вслух. Это нормализует дыхание, убирает шепелявость и корректирует работу речевого аппарата;
  3. Произносить с выражением стихи и считалки при шепелявости. Учить их с детьми;
  4. При первых нарушениях речи и признаках шепелявости обращаться к специалистам за помощью.

Этиология шепелявинья

  1. Отклонения в работе органов артикуляции. Как правило, они проявляются в нарушении тонуса языка или его неправильном положении при произнесении звука; смена зубов.
  2. Подражание кому-либо. Малыш может повторять речь взрослого, который является для него образцом для подражания или копировать манеру говорения своих сверстников. Подросток может пытаться имитировать манеру общаться своего кумира (стоит заинтересовать его другой популярной личностью с хорошо поставленной дикцией).

В первом случае, чтобы исправить дефект нужно провести серьёзную работу для его коррекции. Во втором, нужно провести беседу и убедить в том, что шепелявая речь не совсем понятная для окружающих и им не так просто её воспринимать. Скорректировать нарушение можно в любом возрасте, но нужно сразу настраиваться на продолжительную работу, потому что это может потребовать больше времени, чем будет казаться на первый взгляд.

Если есть сомнения в том, хватит ли Вам времени, сил и знаний для самостоятельных занятий, то лучше записаться на консультацию к логопеду. Он проведёт диагностику Ваш речевой уровень, поможет правильно сформулировать цели и задачи работы, составит учебную программу и покажет в каком направлении надо заниматься. Позже, когда появятся заметные улучшения, логопед может предложить заниматься, не прибегая к его услугам, или Вы сами, поняв в каком направлении нужно заниматься, можете продолжать коррекцию дома.

Содержание коррекционной работы

Основой для исправления дефекта будет служить выработка правильной артикуляции. Подбор упражнений будет зависеть от того, какая группа звуков окажется нарушена. Для нормированного произношения звуков «с», «з», «ц» правильным считается нижнее положение языка, для шипящих – верхнее, похожее на «чашечку». Важной особенностью является и плотное смыкание челюсти. Поэтому и зарядка будет строиться на этих знаниях артикуляции.

Для первой группы подойдут нижеперечисленные упражнения:

  • Уголки губ приподнимаются вверх в улыбке;
  • «Блинчик» — широкий язык кладётся на нижнюю губу;
  • «Наказать непослушный язычок» — это вид массажа для нормализации тонуса языка;
  • «Иголочка» — сделав язык тонким, тянем его вниз;
  • «Вкусное варенье» — движениями вверх-вниз облизать нижнюю губу;
  • «Чистим зубы» — движения языком как в предыдущем упражнении, только облизывать нужно нижние зубы.

Для коррекции звуков «ш», «ж», «щ», «ч» выполняется приведённая ниже гимнастика:

  • «Рупор» — зубы сомкнуты, губы напоминают очертания «окошка»;
  • «Блинчик»;
  • «Наказать непослушный язычок»;
  • «Вкусное варенье» и «Чистим зубы» — движения языка, как и в указанных выше, но облизываются верхние губа и зубы;
  • «Лошадка»;
  • «Чашечка» — передний кончик и боковые края загибаются вверх, чтобы было похоже на «чашу». Это упражнение может представлять трудность, поэтому можно в полученную «чашечку» наливать воду и удерживать её в течение нескольких секунд.

Комплексы описанных упражнений нужно выполнять регулярно, потому что с помощью них и будет сформирована, и отработана правильная работа органов артикуляции. Сюда следует добавить задания на выработку воздушной струи, способы в группах будут различны. Для свистящих берётся за основу «Блинчик» и нужно подуть на язык. Желательно, перед собой положить что-нибудь лёгкое, чтобы можно было сдуть. Для шипящих базой будет «Чашечка», соответственно, струя воздуха направляется вверх. Подспорьем будет, если на кончик носа положить пёрышко, либо ватку и попытаться таким способом сдуть предмет. Важно помнить: вдох делается носом!

Начинать отрабатывать звук нужно после того, как у вас получилось его произнести правильно изолированно. Закрепление начинается со слогов, к ним потом подбираются чистоговорки, слова, составляются предложения с уже отработанным материалом. Чтобы улучшить дикцию, полезными будут скороговорки и тексты, в которых часто встречается одновременно «с»-«ш». Для введения звука в спонтанную речь хорошо подойдут пересказы, заучивание стихотворений, составление рассказа. Если занятия ведутся с ребёнком, то не нужно забывать про картинки – детям трудно без зрительной опоры даются такие задания. Так же для занятий с малышами нужно ввести работу на слуховое различение «с»-«ш», «з»-«ж». Для этого подойдут игры: «Поймай звук» (ребёнок хлопает в ладоши, услышав нужный звук), «Закончи слово» (ребёнку предлагаются на выбор слоги, и он должен выбрать верный). Это хорошая профилактика возможных проблем с чтением и письмом. Перед школой очень важно, чтобы у ребёнка было сформировано произношение всех звуков, так как при письме в начальной школе опора идёт на проговаривание.

Как долго ждать результата?

У детей коррекция звукопроизношения происходит быстрее, чем у взрослого. Главным образом потому, что неправильный звук он употребляет гораздо меньше времени, чем взрослые люди. И для ребёнка ещё немаловажную роль в развитии играет копирование близких ему людей, что является подспорьем в его обучении.

Но и взрослым людям, которые хотят исправить свою речь не стоит переживать. У них коррекция может быть дольше, а может и пройти быстрее: тут большую роль играет мотивация и самоконтроль. Если правильный звук будет поставлен быстро, значит и этап закрепления звука начнётся быстрее. Выполняя все перечисленные рекомендации, от шепелявой речи ничего не останется: вместо неё будет правильная, понятная всем окружающим людям речь.

Малыш, который шепелявит, производит на взрослых трогательное впечатление: это так мило! Однако не спешите восторгаться: если подобную «изюминку» пустить на самотек, для ребенка это обернется большим проблемами

Малыш, который шепелявит, производит на взрослых трогательное впечатление: это так мило!

Однако не спешите восторгаться: если подобную «изюминку» пустить на самотек, для ребенка это обернется большим проблемами. Став чуть старше, он может оказаться «белой вороной» среди сверстников, неизбежно возникнут проблемы с учебой. Если вы желаете своему малышу более счастливой участи, ознакомьтесь с нашим руководством к действию.

Немного о понятии

Под шепелявостью стоит понимать дефект речи, главным симптомом которого является нарушение произношения свистящих и шипящих звуков. Другими словами, «ж», «ч», «ш», «щ» в словах заменяются на «з», «ц», «с». Более всего распространена подмена звука «с» на «ш»: вместо «сестра» малыш произносит «шештра», вместо «семь» – «шемь» и т.д.

Причинами подобного расстройства речи могут быть короткая уздечка, слабые мышцы языка, неправильный прикус, имеющаяся между передними зубами щель, подражание взрослым с подобным дефектом, долгое пользование соской и т.п.

Шепелявость присуща многим детям. Однако имейте в виду: если до 5 лет она считается нормой, то после пятилетнего рубежа стоит обратить особое внимание на исправление подобной детской «непосредственности» во избежание трудностей с обучением и общением. Поэтому только в ваших силах предотвратить возможные будущие неприятности в жизни вашего ребенка.

1. Убедитесь, что ребенку ничего не мешает правильно дышать.

Определенные проблемы, затрудняющие дыхание через нос, способствуют развитию шепелявости. Это связано с тем, что ребенок начинает дышать через рот, а язык уплощается и высовывается наружу. Даже если внешне все в порядке, стоит показать ребенка отоларингологу. Осмотр врача позволит выявить возможные проблемы с пазухами носа, наличие аллергии и т.д.

2. Прочь бутылочки и соски!

Хоть подобные приспособления и облегчают жизнь родителям, но, увы, очень вредны для детей. Дело в том, что всевозможные соски тормозят развитие оральной моторики, принимающей участие в развитии речи. Поэтому, дорогие мамы и папы, как можно раньше отучите малыша от сосок, а в качестве альтернативного варианта научите пользоваться соломинкой. Она, наоборот, способствует тренировке нужной речевой моторики.

3. Вынимаем палец изо рта.

Другая возможная причина развития шепелявости – сосание пальцев. Поэтому понаблюдайте за малышом: страдает ли он привычкой держать большой палец во рту? Если да – когда чаще всего он это делает? Вашей задачей при наступлении «опасного» момента будет переключение внимания на иное занятие или предмет, скажем, любимую игрушку. Достаточно проблематично быстро избавить малыша от этой вредной привычки, а вот сократить время на нее – вполне посильная задача.

4. Не давите на ребенка!

Реагируйте спокойно и не ругайтесь, если на ваши увещевания и объяснения малыш вновь шепелявит, делает ошибки или сосет палец. Видя ваше негативное отношение, малыш будет расстраиваться: он понимает, что поступает плохо. Забудьте и о привычке постоянно поправлять ребенка и заставлять верно выговаривать слова. Парадокс, но, поступая подобным образом, вы только способствуете укреплению ошибок в речи маленького человечка.

5. Запишитесь на прием к логопеду.

Вы ошибаетесь, если думаете, что шепелявость к определенному возрасту пройдет сама собой. Такое, конечно, случается, но далеко не всегда. Поэтому покажите малыша логопеду, который сможет при помощи эффективного обучения исправить подобную неприятность. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше: речевые дефекты имеют способность закрепляться.

6. Занимаемся с ребенком самостоятельно.

Бывают случаи, когда посещение врача-логопеда в данный момент невозможно. Но и здесь есть решение: не упускать драгоценное время и начать делать с малышом некоторые эффективные упражнения, желательно по несколько раз в день. Благодаря им вы сможете подкорректировать шепелявость ребенка, а в неосложненных случаях и вовсе навсегда забыть о ней.

Некоторые домашние упражнения для занятия с ребенком:

Цокать языком как лошадка;

Разговаривать с закрытым ртом: упражнение сложное, но очень хорошо улучшает дикцию;

Придать языку чашеобразную форму и произносить алфавит по одной букве. Упражнение делается с открытым ртом;

Как можно шире открывать рот и резкими движениями выбрасывать язык изо рта. Малышу можно сказать, что таким образом мы ловим языком комариков.

Избавить малыша от шепелявости – посильная задача. И чтобы она решалась с минимальными усилиями, примите меры, которые в ваших руках. При наличии подобного дефекта речи будьте внимательны к своему ребенку, вовремя покажите его специалистам, наберитесь терпения, спокойствия и любви для выполнения нужных рекомендаций и упражнений. Тогда положительный результат в виде правильной речи вашего малыша не заставит себя ждать.

Редко какой ребенок сразу начинает говорить «чисто». Когда шепелявит малыш, это смотрится мило. Но если такой недостаток речи сохраняется у выросшего ребенка либо даже вовсе взрослого, надобна подмога логопеда. Однако, родители могут сами организовать занятия для своего шепелявящего чада. Дабы произвести коррекцию речи, как водится, требуется месяц–полтора.

Инструкция

1.

На первом этапе занятий необходимо тренироваться с малышом, отрабатывая всеобщие упражнения, класснее каждого – перед зеркалом. Делайте все в игровой форме, ни в коем случае не принуждая ребенка, а заинтересовывая и увлекая его. Скажем, расскажите про неподатливый язык, не желающий говорить положительно, и про то, что его нужно, высунув вперед, как бы отшлепать губами, при этом 5-10 раз произнеся «пя-пя».

2.

Потом предложите ребенку представить, что любознательный язык высунулся наружу. При этом он должен открыть рот, высунуть язык и положить его кончик на верхнюю губу. Но вот язык будто бы напугался и спрятался за верхние зубы. Малыш должен его кончиком неукоснительно коснуться расположенных за зубами бугорков (альвеол).

3.

Дальше наступает черед превратить язык в маляра. Он красит небосвод, будто потолок. Малыш улыбается, приоткрывает рот, гладит небосвод кончиком языка, как маляр кистью. При этом нижняя челюсть должна быть статична. Если ребенку трудно поднять язык, дозволено положить под него конфетку. На курс этих всеобщих занятий нужно отвести неделю.

4.

Во вторую неделю начинайте ставить звука «ш». Для этого пробуйте с малышом произносить данный непокорный «ш» верно: вытянув вперед губы, сжав зубы, подняв язык к небу, но не касаясь им последнего. Попросите ребенка изобразить, как шипит змея: «Ш-ш-ш». При этом он может зажимать одну щеку огромным пальцем, а иную – средним. Когда звук начнет получаться верно, дозволено перейти к дальнейшему этапу. Но недельку, как минимум, позаниматься все же необходимо, закрепляя навык.

5.

Третья неделя – время отработки слогов. Начинайте учить произносить Ша, Шо, Шу, Ши, а также Аш, Ош, Уш, Иш. У различных деток отличнее получаются различные сочетания, тут нет определенного порядка.

6.

В течение четвертой недели малыш учится положительно говорить слова. Начинайте с примитивных – «шапка». «шина», «шуба», «шакал», «шепот», шея», тренируйтесь 2-3 дня. Потом переходите к трудным – «башня», «башлык». «кошка», «шкаф», «шкатулка». Школа». На это также в среднем уйдет 2-3 дня.

7.

Пятая неделя полагает обучение произношению предложений. Испробуйте повторять, скажем, «У Маши новая шуба», «У кошки ушки на макушке и «Шапка да шубка – вот наш Мишутка». Вы подметите, что ребенок перестал шепелявить!

Обратите внимание!

Эти же упражнения может делать зрелый человек, если он шепелявит. Занятия помогут убрать недостаток речи.

Как перестать шепелявить и научиться правильно выговаривать свистящие и шипящие звуки? Как избавиться от шепелявости и разговаривать чисто и свободно?

Давайте поговорим на тему “шепелявить это как” и “что делать, если ты шепелявишь”.

Шаги

Лечение фронтальной шепелявости

    • При фронтальной шепелявости звук «С» будет похож на звук «TH», как он слышится в английском слове «math» (математика), а звук «З» — как «TH» в «father» (отец.)
    • Улыбнитесь перед зеркалом.

      Встаньте перед зеркалом в ярко освещенном помещении — это позволит вам четко видеть собственный рот во время артикуляции звуков. Улыбнитесь в зеркало, обнажив при этом зубы. Все это позволит вам и за собой наблюдать с большей легкостью, и оттянуть язык чуть назад в полости рта — а именно это нужно для звука «с».

      Опустите зубы верхней челюсти на зубы нижней.

      Держите челюсти таким образом, чтобы зубы касались друг друга, но не переставайте улыбаться. Разумеется, не надо стискивать челюсти.

      Изогните язык так, как он должен быть изогнут для правильного произнесения звука «С».

      Для этого нужно передвинуть язык так, чтобы кончик его оказался за зубами, чуть ниже нёба. Не прижимайте язык к зубам, не напрягайте его.

      Выдохните ртом, не открывая его.

      Если шипящего звука «С» вы не услышали, то, вероятно, ваш язык все еще находится куда дальше положенного. Попробуйте как бы загнуть язык назад, не переставая улыбаться. Если не получится, не переживайте — попробуйте следующее упражнение и практикуйтесь почаще.

      Попробуйте произнести звук «ИИТ», обращая внимание на форму языка.

      Если звук «с» дается вам с трудом даже с учетом вышеупомянутого упражнения, попробуйте и вот еще что: чуть разведите челюсти, прижмите бока языка к верхним задним молярам (дальним зубам сверху), улыбнитесь и попробуйте сказать «ИИТ», стараясь сохранить заднюю часть языка в том же положении, пока кончик языка приподнимается для артикуляции финального звука «Т». Если задняя часть языка при этом как бы падает, то тренируйтесь произносить таким образом «ИИТ», пока это не прекратится.

    • Звук «ИИТ» можно встретить в английских словах «sleet» или «meet.»

    Превратите звук ИИТ в ИИТС, а затем и в ИИС.

    Когда вы научитесь произносить «ИИТ», правильно держа язык, начните протягивать звук «Т». Держите кончик языка именно там, где начинается звук «Т»: «T-T-T-T-T-T.» Поток воздуха, текущий мимо кончика языка, может превратить этот звук в «С». Тренируйтесь, пока у вас не будет получаться сперва звук «ИИТС», а потом и «ИИС» — и можете не спешить, вовсе не обязательно, что все получилось в тот же день..

    • Да, капельки слюны могут вылетать из вашего рта во время выполнения этого упражнения!

    Тренируйтесь почаще.

    Выполняйте эти упражнения не реже раза в день, но лучше, что и говорить, почаще. Когда вы сможете произнести звук «С» несколько раз подряд, начните произносить слова и предложения, где он встречается. Будет проще сперва отработать произношение слогов с этим звуком вообще, только потом переходить к обычным словам.

    Выдыхайте воздух ртом, удерживая язык в таком положении.

    Да-да, именно бабочкой. Выдыхайте воздух именно так, как позволяет ваш окрепший язык. Теперь должен получиться звук, который куда как сильнее напоминает «С». Если же дуть с особым усердием, то получится и вовсе «З».

    Тренируйтесь, пока не сможете без проблем произносить звук «С».

    Ежедневно сгибайте язык бабочкой и тренируйтесь в «выдувании» звука «С». Не забывайте: расслабили язык — согнули язык, и все это за зубами. Пробуйте артикулировать звук «С», и чем сильнее будет становиться ваш язык, тем четче и правильнее будет получаться оный звук.

    Обратитесь за помощью к логопеду.

    Если спустя несколько недель у вас все еще есть проблемы, обратитесь к специалисту. Тот сможет предоставить вам упражнения, направленные на коррекцию именно вашей проблемы.

    Лечение шепелявости у маленьких детей

      • Если ребенок страдает от шепелявости другой формы, при которой язык находится глубже положенного, проконсультируйтесь с логопедом.

      Не заостряйте внимание на проблеме.

      Если снова и снова акцентировать внимание на шепелявости, ребенок может начать чувствовать себя не в своей тарелке, что явно не поспособствует решению проблемы.

      Займитесь лечением аллергии и проблем с синусовыми пазухами.

      Если у ребенка часто заложен нос или наблюдаются иные проблемы с синусовыми пазухами, то это может оказывать негативное влияние и на его речь, что особенно актуально в контексте звуков, требующих перемещения языка вперед (и это не только «С»). Обратитесь за консультацией к специалисту соответствующего профиля.

      Отучите ребенка от привычки сосать палец .

      Для грудных детей это, конечно, безвредно, но все же может привести и к шепелявости за счет смещения зубов и изменения прикуса.

      В этой статье я хочу рассказать о речевом дефекте, всем известном как шепелявость, который многие пытаются представить как признак индивидуальности, но на мой взгляд, шепелявить – это скорее нежелание бороться с собственными проблемами. Если шепелявость мешает жить, то от нее необходимо по возможности избавиться, тем более, что часто это сделать вполне реально и в конце статьи я расскажу как это сделать.

      Почему же взрослые люди неверно выговаривают отдельные звуки?

      Порой эта привычка тянется с детства. Не все родители бывают обеспокоены неправильной речью ребенка, и не всегда показывают его логопедам. Привычка шепелявить плотно укореняется, и с годами от нее становиться все труднее избавиться, так как у взрослых людей уже повышен тонус мышц глотки, и чтобы «перетянуть» их в русло нужной артикуляции, и избавиться от затрудненной речи – понадобиться кропотливая и долгая работа. Отвечая на вопрос, как избавиться от шепелявости и предупредить ее появление, педиатры всегда советуют вовремя обращать внимание на речевые дефекты детей и своевременно принимать меры для избавления от подобных изъянов.

      Одной из причин обыкновения шепелявить считают строение речевого аппарата и неправильный прикус. «Заработать» шепелявость можно также пережив сильный стресс, испуг, или страдая плохой координацией слуха и голоса. Надо отметить, что люди с таким нарушением со временем становятся более замкнутыми, избегают общества и постоянно контролируют себя. С годами это может привести к риску возникновения неврозов и комплексов.

      Что такое шепелявость?

      Шепелявость — это дефект речи, связанный с неправильным произношением звуков “с”, “з”, “ц”, “ш”, “ж”, “ч”, “щ”.

      “Не простоквафа у матрефки, а шметана,” — вот что значит шепелявить.

      При этом не нарушаются ни грамматика, ни логичность сказанного. Вот только не всегда может быть понятно, что говорят шепелявые люди.

      В детском возрасте до 5 лет развивается речевой аппарат, поэтому когда ребенок шепелявит в 4 года и декламирует:

      “Шла Шаша по шоше и шошала шушку”, — это вызывает умиление.

      Другое дело, если шепелявит взрослый. Здесь при коммуникации возникают совсем другие чувства: зажатость и стеснение с одной стороны и неловкость — с другой. Поэтому не пытаться это исправить, и тем более считать шепелявость своей индивидуальной особенностью, наверное не стоит. Хотя — это дело сугубо личное.

      Симптомы

      Заболевание имеет главный симптом – неправильное звукопроизношение. Что значит шепелявить? При дефекте речи искажаются шипящие («ж», «ч», «ш», «щ»), свистящие («з», «с», «ц»).

      Если ребенок шепелявит в 3 года или 5 лет, то не стоит паниковать. В этом возрасте еще недостаточно сформирован прикус и ротовой аппарат, правильное дыхание. Такой ранний признак нарушения речи корректирует консультация у специалистов, лечебные и профилактические мероприятия.

      Родитель должен обращать внимание на то, как ребенок воспроизводит звук, какая у него речь. Ведь проблема лучше всего поддается корректировке в раннем возрасте.

      Причины шепелявости

      Почему люди шепелявят? Каковы причины шепелявости?

      Это могут быть:

      • Нарушения в работе речевого аппарата, например, атония языка или неразвитая уздечка. В результате происходит сбой артикуляции, и звуки искажаются.
      • Неправильный прикус и проблемы с зубами. Отсутствие передних зубов делает речь свистящей, а внятно выговорить звуки “ч”, “щ”, “ж”, “ш” не представляется возможным.
      • Сильный стресс и длительное нервное напряжение. В этом случае нарушается тонус мышц, и это негативно сказывается на ясности произносимых слов.

      Резкий испуг может стать причиной того, что ребенок начал шепелявить в 4 года, хотя до этого говорил правильно.

      Почему человек шепелявит? Причины ясны. Тогда возникает логичный вопрос: а что с этим делать:

      • как убрать шепелявость;
      • как перестать шепелявить подростку;
      • как избавиться от шепелявости у взрослого?

      Виды заболевания

      Специалист (логопед, врач-дефектолог) различает несколько видов заболевания. Пациенты иногда путают шепелявость и , но это разные недуги у взрослых. Существует несколько видов:

      • Губно-зубная форма недуга. При патологии нарушена работа верхней и нижней губы в создании шипящих звуков. На практике это приобретает звучание звука «ш» как «ф»;
      • Призубная . Кончик языка занимает неправильное положение по отношению верхнего и нижнего зубного ряда. Шипящие звуки получаются звонкими;
      • Боковая . Язык смещается с центральной позиции в ротовой полости на боковую, может сворачиваться полностью или частично. Это расположение превращает шипящие звуки в хлопкообразные, возникают трудности с произношением;
      • Щечная . В формировании проблемы виновата слизистая оболочка щек, которая создает дополнительные препятствия на пути образования звука;
      • Носовая . Виной явления служит провисание мягкого неба носоглотки при врожденных патологиях, травмах, простудных заболеваниях. Голос стает гнусавым, звуки не четко произносятся;
      • Смягченная форма произношения. Проблема комплексного характера, когда шипящие звуки звучат как «щ».

      Современные медицинские методы эффективно убирают нарушение звукопроизношения.

      Методы коррекции

      Проблема разрешима. Но надо постараться!

      Если малышу исправить шепелявость достаточно просто в силу того, что артикуляционный аппарат мягкий и податливый, то с возрастом какие-то мышцы находятся в излишнем тонусе, другие, наоборот, атрофируются. И решить задачу: как убрать шепелявость у взрослого — становится труднее.

      И все-таки как не шепелявить? Вот несколько советов как избавиться от шепелявости ребенку.

      Упражнения для разработки артикуляционного аппарата

      У детей нарушение речи к 7 годам может пройти самопроизвольно, но вовремя показать ребенка специалисту не помешает.

      Из-за шепелявости, которая становится источником стресса, снижается качество жизни человека. Дети постарше, а особенно подростки, становятся замкнутыми, избегают общения, потому что не могут ясно выражать свои мысли.

      Диагностика

      При первых проявлениях симптомов шепелявости необходимо обратиться к логопеду, который оценит степень развития патологии и покажет, как научиться выполнять упражнения, лежащие в основе коррекционного курса. В ходе осмотра специалист фиксирует следующие моменты:

      • то, как пациент произносит звуки;
      • особенности функционирования слуховых и зрительных каналов восприятия информации;
      • работа артикуляционного аппарата;
      • психоречевая развитость пациента;
      • навыки письма и чтения;
      • качество памяти;
      • грамотность построения речи.

      В зависимости от причин, спровоцировавших возникновение отклонений, пациент может быть направлен на прием к стоматологу, хирургу или отоларингологу.

      Как перестать шепелявить подростку и взрослому?

      С возрастом при определении причин шепелявости нередко возникает необходимость оперативной коррекции мышц или уздечки языка, исправления прикуса или протезирования зубов. Посещение логопеда и работа под его руководством сделают постановку речи результативной.

      Но если, несмотря на то, что процесс исправления речи сложный и длительный, вы полны настойчивости и упорства, можно заниматься коррекцией самостоятельно.

      Упражнение с пробкой — одно из самых эффективных. С зажатой в зубах пробкой можно рассказывать истории или читать стихи. Чтение с закрытым ртом также дает хороший результат. Этому занятию можно посвятить полчаса в день, стараясь громко и четко проговаривать звуки.

      Скороговорки — наше все!

      Скороговорки для шепелявых — это своеобразная гимнастика для речевого аппарата, которая при должном терпении и систематических занятиях дает неплохие результаты, позволяя восстановить разговорные навыки.

      Скороговорки — классика коррекционной работы с дефектами речи.

      Вот примеры скороговорок от шепелявости: они предназначены для «разработки разных проблемных букв: Ж, Ш, З, С и Ц, Ч, Щ.

      Если вас волнует вопрос как перестать шепелявить на букву “с”, можно поупражняться с отдельными словами. Слова для шепелявых с буквой “с”: коса, сосна, насос, ананас, сорока, сыр, ссора.

      Дыхательные практики и массаж

      В арсенале действенных методов по выправлению такого дефекта речи как шепелявость достойное место занимают массаж и дыхательные упражнения.

      Бывает, что человек шепелявит, а это — результат сбившегося от волнения дыхания. В этом случае дыхательная гимнастика восстанавливает его ритм, нормализует носовое дыхание и успокаивает нервную систему.

      Артикуляционный массаж нормализует мышечный тонус, тем самым устраняя нарушения нормальной работы речевого аппарата.

      Как видите, все не так безнадежно — проблема с шепелявостью решаема!

      Поставленная цель: научиться говорить красиво, свободно, с удовольствием, достижима, если идти к ней пусть и маленькими шажками, но терпеливо и настойчиво.

      Вот несколько историй из логопедической практики о том, что речь можно и нужно тренировать в любом возрасте:

      Несколько ценных советов

      Не стоит мириться с дефектами речи. Если вы не знаете, как перестать шепелявить, обратитесь к хорошему логопеду. Он поможет справиться с дефектом, и вы испытаете радость свободной речи. А чтобы становление правильного произношения звуков протекало быстрее, прислушайтесь к следующим рекомендациям.

      1. Обязательно ежедневно выполняйте артикуляционную гимнастику. Желательно делать полный комплекс упражнений, в котором задействован весь речевой аппарат: губы, язык, щеки.
      2. Развивайте дыхательную систему. Правильное дыхание должно затрагивать нижние отделы легких – стремитесь к этому.
      3. Ежедневно упражняйтесь в произношении скороговорок. Выбирайте те из них, в которых присутствуют проблемные для вас звуки. Старайтесь выговаривать их четко, постепенно приближаясь к правильному произношению. Этот пункт практически бесполезен без выполнения артикуляционной гимнастики и участия логопеда.
      4. Возьмите за привычку читать вслух по вечерам. Пение тоже оказывает положительное действие.
      5. Многое зависит от психологического состояния, вашего настроя, поэтому обеспечьте себе полноценный отдых, старайтесь поменьше нервничать.

      Избавиться от дефекта речи может каждый. Для этого нужно только желание, настойчивость, хороший логопед, а иногда и ортодонт. Теперь вы знаете, почему возникают подобные нарушения, как они диагностируются и лечатся. Еще больше информации вы найдете в видео, посвященном проблеме избавления от шепелявости. Во время просмотра вы услышите немало полезных советов, научитесь делать некоторые простые, но эффективные упражнения.

      Ссылка на основную публикацию
      Похожее