Заикания при речевом общении создают сложности и дискомфорт как для взрослых так и для детей. Однако спасение от этой патологии не только в лечении нервной системы и организма в целом. Немаловажным фактором в проблеме постановки свободной речи при заикании стала и дыхательная гимнастика. Благодаря четко разработанной системе, речевой аппарат начинает функционировать правильно, выравнивается артикуляция и голос. Дыхательные упражнения при заикании имеют наибольший эффект у детей, но перед ее применением обязательно получите консультацию у логопеда.
Виды упражнений
Заикание, это серьёзный речевой недуг, который не сразу поддаётся терапии. И лечение тут многогранно. По сути нужно, чтобы дитя не только научилось правильно говорить, но ещё и закрепило эти навыки. А сделать это возможно лишь посредством каждодневных манипуляций.
Но чтобы кроха выполнял их с удовольствием, нужно его заинтересовать. Чем? Конечно, игрой! Поэтому лучше говорить, не: «Давай пойдём позанимаемся», а: «Давай, пойдём поиграем!» И чтобы малыш не утомился от однообразия, нужно сделать так, чтобы игры были разными.
Ну это просто! Ведь упражнения при заикании у детей направлены на развитие следующих систем:
- Дыхательной.
- Артикуляционной.
- Мышечной (учиться расслабляться).
- Голосовой.
- Развитие чувства ритмики.
Видите, какую большую работу нужно проделать? Об однообразии и речи нет! Ну а теперь, когда ясно, что заинтересовать ребёнка можно, о сути каждой методики.
Диагностика
Полноценное обследование детей с заиканием предполагает консультации у следующих специалистов:
- логопеда;
- педиатра;
- невролога;
- психолога;
- психиатра.
С помощью всевозможных тестирований и инструментальных обследований врачи проверяют:
- анамнез заболевания;
- наследственность;
- сведения о раннем развитии ребёнка — психоречевом и моторном;
- обстоятельства и время возникновения заикания;
- локализацию, форму, частоту речевых судорог;
- особенности темпа речи, голоса, дыхания;
- сопутствующие нарушения (двигательные или речевые);
- логофобию.
У заикающихся деток проводят обследование звукопроизношения, лексико-грамматического содержания речи, фонематического слуха. Логопедическое заключение содержит в себе описание формы, степени заикания и характер судорог. Патологию необходимо дифференцировать с тахилалией, дизартрией, спотыканием.
Для выявления органического поражения нервной системы невролог может назначить:
- ЭЭГ;
- реоэнцефалографию;
- МРТ головного мозга;
- ЭхоЭГ.
Только после всех этих обследований врачи могут сказать, как вылечить заикание у ребёнка в том или ином случае, потому что каждый из них индивидуален и практически неповторим. Полное выздоровление могут гарантировать только регулярные занятия, упорство, желание и точное следование всем рекомендациям специалистов. Лечение должно быть комплексным.
Дыхательная гимнастика
Вообще, дыхательная методика — штука очень полезная. Она помогает не только при заикании, но и ускоряет процесс становления речи. Самой распространённой является зарядка Стрельниковой. Суть заключается в том, чтобы при различных физических действиях малыш вдыхал и выдыхал по правилам. Тут довольно много манипуляций, направленных и на расслабление, и на умение контролировать дыхание, и на развитие речевых способностей.
Кроме такой масштабной методики могу предложить варианты попроще, но эффективность их от этого не снижается.
- Пусть кроха ляжет на спинку. Положите ему на животик мягкую игрушку. Теперь нужно сделать вдох, надув живот. Игрушка поднимется вверх. После этого следует выдох, плавный со звуком «пффф». При этом соблюдать дыхание ровное и спокойное.
- Дуем ватные шарики. Сделайте из ваты небольшие комочки, и дуйте вместе с малышом. Сначала манипуляцию можно проделывать на гладком столе. А потом усложнить задачу: постелить махровое полотенце. Кусочки ваты будут цепляться за ворсинки. Тем самым у крохи будет появляться спортивный интерес, он будет набирать больше воздуха, и дуть дольше.
- А мыльные пузыри! Ну какой ребёнок их не любит пускать? И весело, и полезно одновременно!
- Через соломинку можно дуть в воду. Представляете, сколько восторга это доставит карапузу?
Скажите, а вы знаете ещё подобные примеры? Поделитесь? Ну а я пока расскажу про артикуляцию!
Дополнительные рекомендации
Для обеспечения высокой эффективности упражнений пациенту рекомендовано выполнение других рекомендаций. При заикании человек зачастую думает о своих дефектах, что приводит к усугублению ситуации.
В этом случае наблюдается потеря нити беседы и упущение смысла разговора. Если человек будет концентрировать внимание не на своей речи, а на смысле самого разговора, то он станет меньше заикаться. Рекомендуется концентрироваться на том, чтобы прорабатывать речевую информацию.
Если во время разговора человек ощущает наступление заикания, то ему рекомендуется сделать паузу. Это позволит привести в порядок дыхание и высказать свою речь без запинок. В период паузы делаются регулярные вдохи и выдохи.
При этом пациент должен прислушиваться к дыханию. В период лечения патологического процесса важным аспектом является терпение и энтузиазм. Для этого рекомендуется читать книги, проводить просмотр фильмов. В этот период человек должен ставить себя на место главного героя и проживать все события.
Пациенты при патологии должны научиться правильно дышать. Для регулировки дыхания рекомендовано выполнение упражнений из йоги. Это позволит научиться контролировать вдох и выдох.
Упражнения рекомендуется выполнять ежедневно. Категорически запрещено пропускать тренировки, так как это может затянуть лечение патологического процесса. Первые результаты терапии можно заметить по истечению нескольких недель после начала регулярного выполнения упражнений.
Заикание является тяжелым патологическим процессом, при котором у человека появляются разнообразные комплексы. Именно поэтому рекомендовано проведение своевременного лечения болезни. Идеальным вариантом в борьбе с заиканием является выполнение упражнений. С их помощью укрепляются мышцы, артикуляция, сила голоса, а также снижается степень выраженности патологии. Для обеспечения максимальной эффективности лечения болезни пациенту рекомендуется строго придерживаться рекомендаций доктора при выполнении гимнастики.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика при заикании признана одной из самых эффективных. Ещё бы! Ведь тут тренируются мышцы артикуляционного аппарата! Смотрите сами:
- Надуваем щёки, спускаем. Теперь надуваем каждую щёку в отдельности.
- Хлопаем губками друг об друга, как рыбки.
- Язычком надавливаем то на одну, то на другую щёку поочерёдно.
- Надуть щёки и закрыть ротик. Теперь ударяем по щёчкам кулачками, чтобы воздух выходил с шумом.
- Вообразим, что язычок, это зубная щётка! Попросите малыша почистить языком зубки при закрытом ротике.
- Покусать верхнюю, потом нижнюю губу.
Кроме этого можно просить дитя при открытом ротике покашлять несколько раз или позевать. Главное, соблюдайте системность! И не забывайте про комплексность.
Психологическая помощь
Целью коррекции логоневроза с психологом является избавление от неадаптивных способов поведения и восстановление социальной активности.
Проблемы, связанные с речью, решаются с учетом особенностей личности ребенка и его проблем. Используются принципы и методы гештальттерапии.
Гештальттерапия способствует расширению эмоциональных форм реагирования ребенка и позволяет проработать телесные ощущения, связанные с произношением речи.
Также применяется эмоционально-образная терапия (ЭОТ). В основе лежит влияние на психосоматическое состояние с помощью работы с образами. Происходит поиск исходной причины нарушенного психологического фона ребенка.
Мышечная гимнастика
Замечали, как говорит малыш, начинающий заикаться? Речь прерывиста, воздуха не хватает сказать порой даже слова. И при всём этом начинают напрягаться его мышцы, любые: лица, шеи, плеч… Причём неважна причина заболевания.
Что же, нужно учиться расслабляться. Попросите дитя напрячь любую часть тела, например, сжать сильно кулачки на 5 секунд. Теперь попросите максимально расслабиться. То же самое проделайте с другой частью тела.
Но на фоне умения говорить без запинок голос крохи ещё должен стать уверенным с хорошей интонацией. В этом нам поможет такой ряд упражнений.
Причины заикания
Логоневроз — нарушение темпа, ритма и плавности звучания голоса, что вызвано судорогами губных или языковых мышц. Человек начинает заикаться внезапно, с каждым разом дефект усиливается. Обычно болезнь проявляется еще в детском возрасте от 3 до 6 лет, когда речь не до конца сформирована.
Причины появления заикания:
- Психологические — связаны с психологическим состоянием человека, резкий испуг, стрессовая ситуация могут стать причиной заикания.
- Физиологические — логоневроз как результат болезни. Она может быть наследственной или инфекционной: рахит, коклюш, корь.
- Социальные — результат жестокого обращения с человеком в детском возрасте.
- Частые ссоры в доме, наказания и избиение детей приводят к заиканию. Может сформироваться из-за халатного отношения родителей к звучанию речи ребенка, что чревато пропусками букв и слогов, быстрой, несвязной речью.
Провоцирующие причины логоневроза — образование дефектов речи при переутомлении, после перенесения заболевания, длительное нахождение у экрана телевизора или игра в видеоигры.
Голосовая гимнастика
А теперь учимся говорить громко и уверенно. На время упражнений просите кроху держать головку прямо и смотреть прямо в ваши глаза. Ведь это так важно в разговоре! Зрительный контакт. Когда дитя привыкнет, он не будет чувствовать скованности и стесняться.
Устройте небольшой спектакль только для членов семьи. Потом можно пригласить друзей, которых кроха хорошо знает. Такой метод помогает научиться не бояться говорить громко и открыто на публику.
Наряду с этим применяйте другие нехитрые действия:
- Пение гласных: АОИЕ, любые другие комбинации. При этом регулировать громкость: громко, тихо, громко, теперь всё тише и тише.
- Распевание тех же гласных только менять не громкость, а интонацию: сердито, ласково, грустно, весело.
- Воображаемый мячик бьётся об пол со звуком МО, об стену со звуком МЭ и так далее.
И напоследок отрегулируем чувство такта в речи.
Симптоматика
При логоневрозе первыми симптомами становятся невротические проявления, такие как тревожность, ночные страхи (возможны случаи недержания мочи ночью – энурез), общая рассеянность, сниженный аппетит и концентрация внимания.
Если ребенок испытал сильный испуг, возможна кратковременная потеря речи. Со временем она восстанавливается, но возможны остаточные нарушения:
- Речь становится затяжной, растянутой, содержит много пауз (тонический вид).
- Многократное повторение слогов и слов (проявления клонического вида).
- Бывают случаи со всеми вышеперечисленными симптомами (смешанный вид логоневроза).
Ритмическая гимнастика
Помню, в 5 классе я начала посещать школьные уроки танцев. Там отбирали по таком принципу: учитель ключом настукивала мелодию, а мы должны были повторить. Вот что-то подобное делаем и при лечении заикания.
Начинаем с простого. Стукните 2 раза, потом ещё 2. Пусть дитя повторит. Теперь усложняем задачу: стукните 2, потом 3 раза.
Вместо звуков можно хлопать ладошками под стихи. Например: «ЗАЙку БРОсиЛА ХОзяйка…». берите простые и легко запоминаемые стишки. Да, ещё специалисты советуют распевать народные песенки или потешки.
При постоянном и кропотливом труде, подобные логопедические тренировки дадут отличный результат. Дорогие взрослые, именно от нашего настроя зависит здоровье малыша! Верьте и всё получится!
А теперь расскажите вы, как приходится избавляться от недуга? Какие игровые упражнения знаете? Оставляйте комментарии и становитесь подписчиками блога. До новых встреч. Пока!
Симптомы
Для клинической картины заболевания характерна одна очень важная особенность. Если заикание обусловлено неврозом, оно усиливается при психоэмоциональном перенапряжении, но практически исчезает в спокойной обстановке.
Если причина — патология головного мозга, проблема будет иметь постоянный характер. При этом судороги мышц языка, гортани, нёба, диафрагмы проявляются разными речевыми нарушениями:
- вынужденная пауза в определённом месте слова: соб…ака;
- повторение одного и того же звука, когда ребёнок заикается на первом слоге или звуке: с-с-собака, со-со-собака;
- сочетание двух предыдущих видов речевого расстройства.
Добавочными симптомами к заиканию становятся:
- напряжённость, нервозность ребёнка;
- гримасничанье, которое в определённых случаях доходит до нервных тиков;
- замкнутость, которая может развиться в социофобию;
- психологический дискомфорт во время общения;
- неврологические расстройства: плаксивость, раздражительность, различные фобии, агрессивность, плохой сон.
Читать далее: Детская психология что это за наука про детей что изучает основы цели ошибки совершаемые родителями обучение ребенка
Заикание формирует у ребёнка логофобию — это страх речевого общения с другими людьми. Он заранее ожидает свои неудачи, боится непонимания и насмешек, замыкается и отказывается от разговоров. Поэтому так важна роль взрослых в его жизни: они должны помочь ему преодолеть все эти барьеры.
Коррекция нарушений речи возможна и приносит хорошие результаты при постоянных занятиях, но всё будет зависеть от того, какой формой заикания страдает малыш.